Что такое экономика
Здравствуйте, мои дорогие читатели. Этой статьей я начинаю рубрику «Всё об экономике». Слово «Экономика» слышал каждый человек много раз, но что оно означает, мало кто понимает))) Это может происходить из-за того, что определений у «экономики» очень-очень много. Вот и возникают разные ассоциации, когда вы его слышите. У студентов обычно эти ассоциации связаны с: экономией, деньгами, финансами, хозяйством, страной, покупками, с домом…. Так, что такое экономика?
Если проанализировать все названные ассоциации, то можно определить, что всех их объединяет: человек – нужда – деньги! Делаем выводы:
- Нет человека – нет экономики.
- Экономика – слуга человеческих потребностей и нужд.
- Деньги пронизывают все сферы общества.
Задаю вопрос: нужно ли изучать экономику студентам? И почти всегда получаю ответ – нет!
Подвожу мнение студентов к тому, что экономика необходима для развития всех сфер общества, повышения качества жизни как каждого студента в отдельности, так и страны в целом.
Общественное производство. Чем страны отличаются друг от друга
Какие сферы общества вы знаете?
- Экономика
- Здравоохранение
- Образование
- Промышленность
- Социально-культурная сфера (СКД)
- Сельское хозяйство
- Научно-технический прогресс (НТП)
- Сфера управления
- Сфера обороны страны
- Правовые органы
Давайте оценим каждую сферу по шкале от 1 до 10. Колеса получаются разные, в зависимости от группы. Но в итоге группа получает колесо развития нашего общества, на котором оно катится.
Задаю студентам вопрос: Какая сфера общества главная, развитие которой повлечет за собой развитие всех остальных сфер? Сфера, которая сделает колесо круглым и гармоничным? Хотя такого в принципе не может быть)))
Мнения студентов всегда различны. После недолгих дебатов, методом общего голосования, получаем главную сферу. В основном выбирают: экономику, образование, НТП, управление.
- Правильно принятые решения, безусловно, ведут к эффективности во всех сферах (управление).
- Без грамотных хороших специалистов развития не может быть в любой сфере (образование).
- Инноваций и информационных технологий вообще являются двигателями прогресса (НТП).
- Без финансов, вливания ресурсов и человеческого капитала ни одна сфера в принципе существовать не может (экономика).
Поскольку, я преподаватель экономики, подвожу студентов все-таки к значимости сферы экономики и финансирования.
Дальше разбираемся с понятиями «экономики», выделяем четыре.
В переводе с греческого «Экономика» — искусство управления домашним хозяйством. Отталкиваясь от этого перевода, получаем первое определение:
Экономика – это совокупность сфер, отраслей и видов производства народного хозяйства страны: сфер народного хозяйства (производства и услуг); отраслей народного хозяйства (промышленности, сельского хозяйства, транспорт, строительства, образования); региональная экономика (отраслей, краев, республик); экономика предприятия (фирмы, фабрики, завода).
Человек – потребности – ресурсы
Экономика существует для того, чтобы удовлетворять потребности человека. Потребность – это нужда человека в чем-то необходимом ему для жизни и развития (товары и услуги, которые ему нужны).
Для удовлетворения потребностей нужны ресурсы – это то, что используется для производства товаров и услуг. Это и так понятно: для изготовления только наших любимых смартфонов используется большое количество человеческих, финансовых, материальных и информационных ресурсов.
Поскольку, наши потребности и желания с каждым годом растут (есть один смартфон, хотим более новый, более лучший, с большими возможностями), а ресурсы для их производства с каждым годом становится все меньше, возникает первое противоречие экономики:
потребности растут – ресурсы ограничены, их становится все меньше
Отсюда вытекает второе определение.
Экономика — это наука, которая исследует проблему эффективного использования ограниченных ресурсов с целью достижения максимального удовлетворения потребностей человека и общества, занимается разработкой методов рационального использования ресурсов: человеческих, финансовых, материальных и информационных.
Функционирование экономики осуществляется на границе ее производственных возможностей
Потребности, необходимые человеку, подразделяются на первичные – одежда, еда, жилье… Если, извините, я хочу в туалет, или могу только о еде, то ни о какой пользе обществу и речь быть не может.
Вторичные потребности («не хлебом единым жив человек») – потребности в здоровье, безопасности, самореализации, досуге, новых впечатлениях, положительных эмоциях….
Александр Маслов (Маслоу) в своей всем известной пирамиде потребностей выделил пять ступеней. Эту пирамиду можно рассмотреть со стороны распределения финансовых ресурсов:
50% — еда, одежда, жилье (физиологические потребности)
20% — безопасность, комфорт, тепло, здоровье (самосохранение)
15% — семья, клубы, общение, развлечения, досуг (социальные потребности)
10% — образование, карьера, статус, общественность (признание)
5% — саморазвитие, самореализация, признание, предназначение, духовный поиск (самоуважение)
Маслоу считал, что человек не может перейти на вышестоящую ступень, не удовлетворив потребности предыдущей. Если бы вам сейчас угрожала опасность, то вряд ли бы вы могли читать эту статью…. Хотя истории известно исключения, когда великие художники писали картины, ценностью в несколько миллионов, умирали от голода в нищете.
Таким образом, мы подошли, к третьему определению.
Экономика – это деятельность людей по производству разнообразных материальных благ и услуг. Это говорит о том, что каждый человек общества занят в производстве и потреблении товаров и услуг. Материальное производство является основой жизни общества и удовлетворения потребностей.
Экономика отвечает на три основных вопроса:
- Что и сколько производить?
- Как производить?
- Для кого производить и из каких ресурсов?
Общество каждый раз вынуждено решать, что оно будет производить, из каких благ, при наличии каких ресурсов, в каком масштабе и для кого? Если вы решили создать информационный продукт, вам нужно ответить на те же вопросы:
- что вы создаете? какую пользу будет приносить ваш продукт?
- где взять ресурсы для его производства: время, деньги, материалы, программы, специалисты?
- кто купит ваш продукт? Кто ваша целевая аудитория?
Из ответов на эти вопросы вытекает второе противоречие экономики спроса и предложения.
Спрос – это форма выражения потребности (да/надо), подкрепленная платежеспособностью, то есть, у людей должны быть сумма денег, которую покупатели хотят заплатить.
Закон спроса гласит:
Чем выше цена, тем меньше его покупают (меньше спрос).
Чем ниже цена, тем больше его покупают (спрос растет).
Причинами сокращения спроса являются: рост цен и ограниченность доходов населения. Ведь продавец всегда хочет продать дороже, а покупатель всегда хочет купить дешевле. Производитель всегда хочет вложить меньше, а получить больше. Поэтому качество товара всегда влияет на цену товара.
Предложение – это совокупность товаров и услуг, находящихся на рынке и оно определяется производством.
Закон предложения гласит:
Чем выше цена, тем выше предложение товаров и услуг.
Чем ниже цена, тем ниже предложение.
В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночное равновесие, и образуется рыночная цена. Рыночное равновесие – это такое состояние рынка, когда интересы производителей и потребителей совпадают, когда спрос и предложение равны.
С = П – что произвели, то и продали
С < П –избыток продукции
С > П – дефицит
Если цена растет, продавец хочет продать больше, но покупать будут меньше, и появится избыток товара. Под воздействием конкуренции, цена будет понижаться, конечно, покупать будут больше, а товаров будет становиться меньше, возникнет дефицит товара.
Таким образом, экономика включает в себя три элемента: производство – реализация – потребление.
Четвертое определение.
Экономика – это система производственных отношений, которые возникают между людьми в процессе производства, распределения, обмена, потребления, не зависимо от экономической формации общества.
Кто осуществляет экономическую деятельность?
- Простые люди общества.
- Экономические агенты – люди, которые принимают решения в рамках своей хозяйственной компетенции при ответе на три основных вопроса экономики.
Вывод: мы установили, что термин «Экономика» многозначен. У экономической теории несколько предметов изучения:
- экономические отношения, возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления(производственные отношения),
- экономическое поведение экономических агентов экономики (микроэкономика),
- национальное хозяйство (макроэкономика),
- экономические законы, касающиеся процессов производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.
В заключение пытаемся ответить на вопрос: Что характеризует экономику?
- Ее эффективность (уровень качества жизни населения и его благосостояние)
- Степень материализации в ней НТП
- Место человека в экономике
- Соответствие выпускаемых товаров и услуг потребностям потребителя
Вы тоже являетесь членом нашего общества, мне и моим студентам было бы интересно узнать ваше мнение. Напишите в комментариях: что для вас «Экономика»?
С уважением, Марина Ширшикова
P.S. Презентацию к лекции «Что такое ЭКОНОМИКА» можно скачать по ссылке:
http://nocleep.ru/Э1