Роль государства в экономике

Здравствуйте уважаемые читатели блога nocleep.ru. В беседе «В какой экономике мы живем?» мы с вами обсудили типы экономических систем, и определили их отличия. Одним из показателей отличия является – роль государства в экономике.
Так, в плановой экономике, государство играет решающую роль в производстве, распределении, обмене и даже – в значительной степени – в потреблении производимых в стране товаров и услуг. Так было в нашей стране во время правления советов. И мы пришли к выводу, что плановая экономическая система малоэффективна, негибкая, не может преодолеть отсталость и дефицит. Государство не справляется с задачей управления экономикой.
В рыночной экономике роль регулятора производства, распределения, обмена и потребления играет рынок. Именно рынок и складывающиеся на нем отношения диктуют, что, как, сколько и для кого производить товары и услуги. Значит ли это, что в странах с рыночной экономикой государство совсем не вмешивается в хозяйственную жизнь страны? Рассмотрим этот вопрос более подробно. Читайте статью до конца.
В разных странах в разное время отношение к государственному вмешательству было неодинаковым. Так, в 19 веке говорили: «Пусть все движется, мир сам себя отрегулирует» — это предложение характеризует роль государства в экономике.
Государство выпустило законы, регулировавшие:
- права на собственность,
- договорное право,
- право предпринимательской деятельности.
Но в дальнейшем государство не вмешивалось. Оно отвело себе роль «ночного сторожа». Экономика была организована по принципу свободной конкуренции.
Вначале экономический либерализм привел к небывалому подъему в Германии, Англии, Франции, США:
- подъему мировой торговли,
- поднялась покупательская способность населения.
Но, позднее обнаружились недостатки:
1. Производилось огромное количество товаров, которое невозможно было продать без значительного снижения цены. И если покупатель не находился, то цена опускалась ниже себестоимости единицы продукции, что означало прямые убытки, сокращение производства, рост числа банкротства, безработицы. Фабрики закрывали, люди теряли работу. Государство наблюдало.
2. Если два предпринимателя чувствовали угрозу с третьей стороны, они отказывались от конкуренции. Быстро открывали картель, конкурент выходил из игры, потому что оставался за бортом. Государство не вмешивалось.
3. Большие предприятия поднимали свою власть до монополии. Монополии препятствовали созданию новых фирм в своих отраслях, навязывали рынку свои монопольные цены. Если у монополистов возникало желание сократить расходы, они просто урезали зарплату. А это приводило к бедности и социальному напряжению.
Таким образом, монополии стали противоречить самой идее свободного предпринимательства и рыночных отношений в экономике. Появилась потребность в защите экономических интересов людей: и предпринимателей, и потребителей. Демократические страны стали видеть свою задачу в том, чтобы сгладить экономическое неравенство между людьми.
Естественно, так долго продолжать не могло, и государство стало применять различные методы воздействия на экономику. Такая деятельность получила название государственного регулирования экономики.
В современной экономике государство не может быть гостем. Оно должно формировать рыночные условия и заботиться, чтобы они соблюдались:
- следить за работой рыночной экономики,
- гарантировать соблюдение законов,
- создавать условия для конкуренции,
- следить за социальным равновесием,
- издавать законы естественных основ жизни.
Два простых правила, которые страхуют экономику:
- Государство должно поддерживать экономический порядок.
- Государство должно устранять экономические властные группировки.
Эти и другие причины привели к тому, что сегодня в странах с рыночной экономикой государство выполняет гораздо больше функций. Давайте вспомним, какие функции выполняет или должно выполнять государство:
- обеспечение безопасности страны,
- контроль за соблюдением законов и порядка,
- гарантия и защита прав и свобод каждого члена общества, включая право собственности и свободу предпринимательской деятельности.
И сейчас есть люди, которые считают, что государству не следует вмешиваться в экономику.
Как считаете Вы?
Давайте вспомним, какую политику проводит государство в своей стране, чтобы поддерживать уровень экономики на должном уровне?
1. Финансовая политика государства включает в себя:
Кредитно-денежную (монетарную) политику
Государство должно регулировать количество денег, которое находится в обращении на территории страны. Денежная масса в экономике – это все наличные и безналичные деньги. Для нормальной работы экономики необходимо, чтобы денежная масса соответствовала тому количеству товаров и услуг, которое реально существует в стране.
Государство может способствовать снижению инфляции и экономической стабилизации путем увеличения или снижения эмиссии. Что государство делает для этого?
Государство управляет банковской системой страны
Как правило, государство не пытается управлять всей массой наличных и безналичных денег, которые есть в обращении. Но оно может регулировать значительную часть этих денег, управляя работой банковской системы страны. Практически во всех странах банковская система организована по одному и тому же принципу двух уровней банков.
Центральный государственный банк выпускает деньги в обращение (то есть осуществляет эмиссию и выдает кредиты коммерческим банкам) на какую-то определенную сумму. Коммерческие банки, в свою очередь, выдают кредиты (в пределах этой суммы, а также средств, которые фирмы и население передали им на хранение) фирмам и частным лицам. Средства, которые поступают фирмам и населению в виде кредитов коммерческих банков, — это очень большая доля всех денег в экономике.
Государство регулирует стоимость кредитов
У Центрального государственного банка есть два инструмента регулирования размеров кредитов, которые коммерческие банки могут выдать фирмам:
— изменение процентной ставки. Центральный государственный банк выдает коммерческим банкам кредиты под определенный, одинаковый для них всех, процент. Это значит, что процентные ставки, которые будут устанавливать коммерческие банки своим клиентам, должны быть, по крайней мере, не ниже (а в действительности, как правило, выше, иначе это не принесет никакой прибыли коммерческим банкам), чем процентная ставка Центрального государственная банка.
Если государство решает повысить процентную ставку по кредитам для коммерческих банков, те тоже вынуждены повышать свои процентные ставки. Наоборот, если государство снижает стоимость кредитов, коммерческие банки имеют возможность сделать более дешевые кредиты для фирм и населения.
— изменение нормы резервирования банковских средств. Средства, которые находятся в распоряжении любого банка, делятся на две части: резервы и деньги, которые банк может выдавать в виде кредитов.
Размер доли, которую составляют резервы банка от общей суммы его средств, называют нормой резервирования. Норма резервирования устанавливается Центральным государственным банком.
Например, если у банка есть 100 млрд рублей, а норма резервирования составляет 20%, то величина обязательного резерва составит 20 млрд рублей, а количество денег, которое банк может ссужать фирмам, — 80 млрд рублей.
Почему государство считает, что так важно регулировать условия выдачи кредитов? Дело в том, что, предоставляя кредиты фирмам, банки увеличивают денежную массу в обращении. Это свойство называется кредитной экспансией – расширение, разрастание.
Например, у банка «А» есть 100 рублей, норма резервирования составляет 20%. Значит, банк может ссудить фирме «а» сумму в размере 80 рублей. Предположим, что фирма «а» взяла в банке «А» кредит на 80 рублей, и расплатилась ими за сделку с фирмой «б». Фирма «б», в свою очередь, получив эти деньги, положила их на свой счет в банк «Б». Из этой суммы банк «Б», сформировав резерв в соответствии с нормой резервирования, может ссудить 64 рубля. Далее, фирма «с» берет в банке «В» кредит на 64 рубля. Дальше мы повторяем несколько раз всю цепочку расчетов. Допустим, что в стране четыре коммерческих банка, тогда получаем результаты:
Как видите, каждые 100 рублей, имеющиеся в банках, увеличиваются благодаря кредитованию почти в 3 раза. Легко заметить, что, если бы норма резервирования была выше, денежная масса разрослась бы гораздо меньше, и, наоборот: чем ниже норма резервирования – тем больше разрослась бы денежная масса.
Бюджетную (фискальную) политику
Цели бюджетной политики государства те же, что и у кредитно-денежной политики: помочь экономике развиваться стабильно, без глубоких спадов и слишком крутых взлетов. Для этого государство воздействует на денежную массу в обращении. А вот средства (или инструменты), которыми оно пользуется, проводя бюджетную (фискальную) политику, иные. Это налоги и государственные расходы.
Доходы в бюджет поступают в основном от налогов, которые платят государству все фирмы, учреждения и организации страны, а также население. Налоги – это главный источник государственного бюджета. В разных странах налоговые системы организованы и действуют по-своему.
Налог на личные доходы. Это прежде всего подоходный налог, который платит каждый работающий человек в стране. Он составляет определенный процент от величины заработной платы или годового дохода человека. Вывод: деньги государство берет из карманов своих граждан!!! Кроме подоходного налога к личным доходам относят также налоги на дарения и на наследство.
Налог на имущество. В нашей стране этот налог появился совсем недавно, в других странах доходы от его уплаты составляют довольно внушительную величину. Это налоги на личные дома, дачи, земельные участки, которые уплачивают граждане страны, а также – на здания, сооружения, оборудование, которые уплачивают юридические лица.
Налог на доход фирмы, налог на прибыль – эти налоги также являются важнейшим источником доходов государства. В нашей стране каждая фирма обязана уплатить государству часть своей прибыли.
Налог на добавленную стоимость (НДС). Практически каждая фирма для производства собственных товаров и услуг закупает сырье и комплектующие у других фирм. Эти затраты составляют только часть себестоимости собственной продукции фирмы, конечная же ее стоимость включает в себя также оплату труда персонала, аммортизационные отчисления и прибыль фирмы. Эта сумма называется добавленной стоимостью, которая в некоторых странах и облагается налогом. В нашей стране введен в 1992 году и составляет самую большую статью доходов государственного бюджета.
Налог с продаж. В странах, где применяется этот налог (например, в США), каждая покупка в магазинах розничной торговли сопровождается уплатой налога с продажи. Он составляет определенный процент от цены товара. Доходы от уплаты покупателями этого налога поступают в местные бюджеты.
Акцизы. Это налоги на производство и потребление некоторых конкретных видов товаров, например, предметов роскоши, а также товаров, которые пользуются устойчиво высоким спросом, например, на сигареты, автомобили, спиртные напитки, бензин.
Необходимо также упомянуть такую разновидность регулируемых государством платежей, как отчисления на социальное страхование. Эти отчисления производятся всеми фирмами в размере определенного процента от суммы заработной платы. Однако эти средства поступают не в государственный бюджет, а в так называемые внебюджетные фонды. То есть они не смешиваются с другими доходами государства, а образуют особый фонд, который расходуется на выплату пенсий, пособий на детей, пособий по безработице и т.д.
Регулирование доходов и расходов бюджета
Государство строит свою бюджетную (фискальную) политику, пользуясь двумя инструментами.
1) Регулирование налогообложения
Если экономика страны страдает от инфляции, государство стремится уменьшить размеры денежной массы. Для этого оно увеличивает налоги. Количество денег у фирм и населения, которое можно истратить (то есть пустить в обращение), уменьшается.
Наоборот, если государство хочет стимулировать платежеспособный спрос, преодолеть спад производства и потребления, оно может пойти на уменьшение налоговых ставок. В ответ на это фирмы вкладывают больше средств в увеличение выпуска товаров, а потребительская активность населения возрастает: в экономике происходит оживление.
2) Регулирование государственных расходов
Если государство хочет помочь предпринимателям преодолеть спад и застой в производстве, оно увеличивает свои расходы, направляя их в те отрасли, которые, по его мнению, нуждаются в помощи. Благодаря этой поддержке предприниматели могут использовать большую, чем раньше, часть своей прибыли на расширение производства, покупку нового оборудования. Расширение производства требует больше рабочих рук, в результате в стране сокращается число безработных.
Кроме того, во время спада государство увеличивает финансовую поддержку безработных и малоимущих. Помимо решения социальных проблем, благодаря этой мере удается повысить спрос населения на товары и услуги, что также способствует оживлению производства.
Бюджетный дефицит и государственный долг
Однако, слишком большой рост государственных расходов приводит к отрицательным последствиям в экономике. Если расходы государства превышают доходы, возникает бюджетный дефицит.
Чтобы покрыть дефицит, государство прибегает к помощи займов: выпускает ценные бумаги и продает населению, фирмам, банкам. По этим ценным бумагам их держатели имеют право получить стабильный доход в виде процентов. Государство может, кроме того, взять кредит у отечественных банков или за рубежом. В результате возникает государственный долг.
Может ли государство стать банкротом?
Нет. Государство всегда платежеспособно, потому что в любой момент может напечатать новые деньги и покрыть долг. Но рано или поздно эти деньги обесценятся, съеденные инфляцией. Доверие к валюте будет подорвано и государство из-за рубежа не получит кредит. В глазах своего народа и заграницы – оно банкрот. Ему и вновь напечатанные деньги не помогут. Даже, если правительство будет готово пойти на обмен денег 1000:1. И государство останется и только одно: приложить все усилия для того, чтобы стабилизировать и не дать обесцениваться новым деньгам.
Дефицит государственного бюджета сам по себе еще не представляет опасности для экономики. Но государство, беря в долг у предпринимателей и населения, не просто «рисует» ценные бумаги. Оно использует для покрытия своих расходов кредиты, которые вместо этого могли бы быть потрачены (через систему коммерческих банков) на финансирование бизнеса. Значит, при большом бюджетном дефиците государство как бы вытесняет часть предпринимателей из производства и тем самым сдерживает экономический рост. Кроме того, бюджетный дефицит может быть покрыт дополнительной эмиссией, что приведет к повышению цен.
Курсовую (валютную) и внешнюю экономическую политику
Нет ни одной страны, которая обеспечивала бы себя всем необходимым. Все страны участвуют в международной торговле. Благодаря внешней торговле у потребителей появляется больше возможностей для выбора, а у производителей – больше возможностей для развития своего дела.
Задача государства – поддерживать платежный баланс страны в равновесии, то есть доходная и расходная части баланса должны уравниваться между собой. Для осуществления своей внешнеэкономической политики у государства есть три главных инструмента:
— регулирование валютного курса
— таможенные пошлины
— квоты
Регулирование валютного курса
Валютой называются денежные единицы других стран (американский доллар, немецкая марка, британский фунт). Валютой России является российский рубль. Когда сделки совершаются между странами с разными валютами, возникает проблема конвертации, то есть обмена валюты одной страны на валюту другой страны.
Валютный курс показывает цену одной денежной единицы, выраженной в другой денежной единице. Например, курс 5000 рублей к доллару, означает что 1 доллар стоит 5000 рублей. Как связаны между собой валютный курс, с одной стороны, а также платежный и торговый балансы страны, с другой?
Государство может сознательно влиять на валютные курсы. Например, чтобы ограничить приток иностранных товаров и сделать товары своей страны более конкурентными на внутреннем рынке, оно может сознательно стремиться к снижению курса национальной валюты. Это приводит, как мы с вами видели на примере, к стимулированию роста объема экспорта из страны и сокращению объема импорта. Наоборот, чтобы стимулировать увеличение объема импорта товаров в страну, государство способствует повышению курса собственной валюты.
Это не означает, что государство может устанавливать какой угодно курс собственной валюты. Как и всякая другая цена в условиях рыночных отношений, валютный курс устанавливается под влиянием спроса и предложения. Государство же, следует своей программе регулирования внешнеэкономических отношений: из-за того, что размеры внешнеэкономических сделок у любой страны очень велики, даже незначительные изменения валютного курса приводит к серьезным сдвигам в торговом и платежном балансах.
Таможенные пошлины (тарифы)
Таможенные пошлины – это налоги на импорт или экспорт товаров. Одни виды пошлин устанавливаются в зависимости от стоимости товаров (например, 7% от цены товара), другие – от количества товаров, поступающих из-за рубежа (например, 100 000 рублей за 1 тонну). Высокие импортные таможенные тарифы увеличивают доходы государства от импорта, высокие экспортные тарифы – от экспорта. Экспортные тарифы способствуют ограничению вывоза важных для экономики стран ресурсов.
Государство может также иметь цель оградить экономику своей страны от конкуренции более дешевых зарубежных товаров или заставить предпринимателей внутри страны более активно развивать какой-то вид производства. Для этого оно увеличивает размеры импортных таможенных пошлин и сдерживает приток импортных товаров в страну.
Если же, наоборот, государство хочет поскорее насытить внутренний рынок какими-то товарами, оно снижает импортные таможенные пошлины. Например, многие развивающиеся страны совсем отменяют таможенные пошлины на ввоз компьютеров, а некоторые даже доплачивают гражданам своей страны, которые в частном порядке ввозят компьютеры из-за границы.
Импортные и экспортные квоты
Квоты – это ограничения на количество или стоимость конкретных товаров, ввозимых из-за рубежа или вывозимых на внешние рынки. Например, в США существует квота на количество автомобилей, импортируемых из Японии. В России существует квота на экспорт нефти.
2. Контроль над монополиями
Всем хорошо известна игра под названием «Монополия». Победителем в этой игре является тот, кто скупит больше всего предприятий одной отрасли. Те, кто играл в эту игру, знают, что с какого-то момента остальные участники игры уже не могут сопротивляться и вынуждены продавать свои предприятия монополисту.
Слово «монополия» происходит от двух греческих слов, означающих «единственный продавец». Монополии могут возникать разными путями. В одних случаях более сильная фирма покупает слабую, нежизнеспособную. В других случаях фирмы идут на добровольное слияние.
Почему фирма идет на добровольное слияние?
Во-первых, это способ быстро расширить дело, в котором могут быть заинтересованы несколько небольших фирм. А увеличение масштабов дает бизнесу преимущества в производстве и маркетинге, приносит большие прибыли.
Во-вторых, две фирмы могут объединиться, чтобы более успешно конкурировать с третьей.
В-третьих, фирма скорее предпочтет добровольное слияние с другой фирмой, нежели быть поглощенной ею или третьей фирмой.
Существуют и другие формы монополизации, например, тресты, картели, холдинговые компании.
Каковы признаки, по которым можно узнать монополию на рынке?
Главный признак – это исключительное положение фирмы, сводящее к устранению или подавлению конкурентов, и использование этого положения для установления диктата на рынке. Диктат монополиста проявляется в том, что у потребителя его товаров нет выбора и он вынужден принимать те условия, которые диктует монополист.
Пример. Предположим, в стране есть несколько предприятий, производящих сигареты, и всего один поставщик сигаретных фильтров. Если фабрика, поставляющая фильтры, повысит цену на свой товар, производители сигарет, а за ними и продавцы сигарет в киосках тоже вынуждены будут повысить цены. Потребителям же ничего не останется, как покупать более дорогие сигареты. Поставщик фильтров в данном случае ведет себя как монополист. Если бы на рынке были, кроме него, и другие поставщики того же товара, он не смог бы навязывать табачным фабрикам свой товар по более высоким ценам.
Диктат монополиста приводит не только к установлению на рынке монопольно высоких цен. У фирмы, которая монополизировала рынок своего товара и не обеспокоена конкуренцией со стороны других фирм, нет стимула применять новые более совершенные технологии, снижать затраты на производство. В результате происходит замедление технического прогресса в этой отрасли, а сама фирма начинает расточительно относится к материальным и трудовым ресурсам. Неминуемо снижение качества продукции – ведь у потребителя нет выбора!
Антимонопольное законодательство
Как видите, монополии нарушают нормальную работу рынка. Поэтому государство в странах с рыночной экономикой стремится предотвратить превращение крупных фирм в монополии. Для этого во многих странах существует антимонопольное законодательство.
Главный смысл антимонопольной политики состоит в том, что государство берет на себя право вмешиваться в бизнес в тех случаях (предусмотренных законами этой страны о монополиях), когда есть реальная угроза рыночным отношениям и нормальной конкуренции.
3. Помощь предпринимательству
Многие известные крупные фирмы когда-то начинали практически с нуля. В наши дни государство помогает малому бизнесу пройти период становления на рынке. Такая поддержка принимает различные формы:
— упрощение правил регистрации фирм,
— уменьшение налога на прибыль в первые годы существования фирмы,
— выдача гарантий банкам, для того, чтобы новая фирма могла получить кредит,
— организации консультаций для фирм специальными государственными организациями,
— оказывает финансовую помощь в виде безвозвратных или безвозмездных субсидий,
— может выражаться в государственных закупках большого количества продукции,
— распространение экономической информации,
— контроль качества товаров и услуг.
Во многих странах государство считает своей обязанностью защищать и население, и фирмы от некачественных и вредных для здоровья товаров. Существуют специальные бюро, которые разрабатывают и устанавливают стандарты на продажу различных товаров. Стандарты облегчают контроль за качеством продаваемых товаров: например, есть стандарты, определяющие емкость упаковок того или иного продукта.
4. Государственный сектор в экономике
В каждой стране с любой экономической системой есть государственный сектор. Это говорит о том, что государство само участвует в бизнесе. В этом секторе природные и производственные ресурсы принадлежат государству, его центральным или местным органам, а трудовые ресурсы нанимаются этими органами.
Задачи государственного сектора в экономике:
— обеспечение минимального жизненного уровня населения,
— обеспечить членов общества услугами, которые необходимы всем, но по тем или иным причинам менее привлекательны для частного бизнеса: медицина, образование, социальное обеспечение, транспорт и связь, энергетика, дорожное и водное хозяйство.
Минимальный жизненный уровень
В большинстве развитых стран мира общество считает необходимым, чтобы все его члены имели возможность получить среднее образование, лечиться от болезней, дышать незагрязненным воздухом, получать пенсии по старости или нетрудоспособности независимо от уровня своих доходов. Эти услуги предоставляются государством бесплатно.
Государство расходует на эти цели часть средств, поступающих в бюджет в виде налогов. Так государство осуществляет перераспределение доходов между членами общества: в результате более активные и богатые слои помогают бедным и нетрудоспособным.
Общественные услуги
Во многих странах отрасли энергетики, транспорта, дорожного и водного хозяйства, без которых немыслима жизнь в современном обществе, входят в государственный сектор. Дело в том, что не всегда предприниматели находят бизнес в них достаточно выгодным: некоторые из этих отраслей требуют очень больших капиталовложений, а отдачу приносят медленно (например, строительство автомобильных дорог или больших океанских теплоходов). В других отраслях затруднена или даже вовсе бессмысленна конкуренция (представьте себе, например, две конкурирующие железные дороги – государственную и частную, которые связывают одни и те же населенные пункты и идут параллельно, в некоторых метрах друг от друга). В-третьих, вообще проблематично получение от потребителей платы за свои услуги.
Пример – обслуживание маяков. Они необходимы для судоходства, но смотрители маяков не могут потребовать с капитанов судов плату за свои услуги. Поэтому расходы на строительство и эксплуатацию маяков берет на себя государство.
В подобных случаях говорят, что общественная выгода от развития тех или иных услуг не совпадает с частной выгодой, и государство считает своей задачей обеспечивать ими всех членов общества.
Строгая какая-то статья получилась…. Разбавьте ее комментариями, плиз)))
С уважением, Марина Ширшикова
P.S. Презентацию к лекции «Роль государства в экономике» можно скачать по ссылке:
http://nocleep.ru/Э3
Если Вас интересует работа в интернете у официального работодателя с бесплатным обучение — нажмите на картинку: